Практическое занятие по теме 12

Цель занятия: практическое освоение теоретических знаний о конструктивных и деструктивных командных ролях.

Задачи, реализуемые на практическом занятии:

  • освоение теоретической информации о конструктивных и деструктивных командных ролях;
  • освоение алгоритма нейтрализации деструктивной командной роли;
  • закрепление умения переводить деструктивную командную роль в конструктивную.

Методические указания по выполнению практического задания

1) ознакомьтесь с материалом методических указаний, необходимым для выполнения практического задания;
2) перед выполнением практического задания прочитайте представленный материал о командных ролях и групповых эффектах;
3) изучите пошаговый алгоритм нахождения путей нейтрализации деструктивной командной роли;
4) изучите, как переводить деструктивную роль в конструктивную;
5) заполните предложенную таблицу с нейтрализацией деструктивных ролей и переводом в конструктивные;
6) выполните проверочные тестовые задания.


Материал, необходимый для выполнения практического задания

В лекции и конспекте были представлены командные роли по М. Белбину, но эта классификация не является единственной. Во время практического занятия мы познакомимся и поработаем с другой системой командных ролей. В данном случае командные роли разделены на две большие группы: конструктивные и деструктивные. Конструктивные роли повышают эффективность работы группы, быстрее приводят к результату. Деструктивные, наоборот, снижают эффективность, замедляют достижение цели и приводят к созданию различных конфликтных ситуаций.

Конструктивные роли, которые встречаются в команде

РОЛЬ

ОПИСАНИЕ

Пионер

Член команды, способный быть на передовой, раньше других видеть проблемы, распознавать их, формулировать, предлагать решения

Энциклопедист

Член команды, обладающий обширными знаниями, способный быстро предоставлять нужную информацию из различных областей

Генератор идей

Креативный член команды, вырабатывающий, создающий, придумывающий идеи и предложения для решения поставленных задач

Концептолог

Член команды, способный систематизировать, оценивать, отбирать, объединять множество идей для выработки интегрированного решения

Оптимизатор

Член команды, способный находить оптимальные схемы и режимы деятельности, получать результат с меньшими вложениями

Энтузиаст

Член команды, заражающий других оптимизмом, уверенностью в успехе, создающий позитивную эмоциональную окраску деятельности

Скептик

Член команды, сомневающийся в успехе, осуществлении задуманного плана, охлаждающий неоправданный эмоциональный пыл

Прогнозист

Член команды, способный просчитать различные последствия принимаемых решений и действий членов команды

Переводчик

Член команды, помогающий коллегам договариваться между собой, способный верно объяснить сущность проблемы специалистам в разных областях знаний

Исполнитель

Член команды, способный к практической реализации принятых решений, умеющий учитывать конкретные условия и привязывать к ним выдвинутые другими участниками идеи

 

Однако в команде могут существовать еще и деструктивные роли. Они наносят командной работе вред, который нужно минимизировать.

Деструктивные роли, которые встречаются в команде

РОЛЬ

ОПИСАНИЕ

Требующий особого положения

Член команды, стремящийся подчеркнуть собственную исключительность, значимость, важность, настаивающий на своем мнении, считающий, что у него больше оснований так говорить или думать, блокирующий другие мнения, не дающий другим членам команды высказаться

Паникер

Член команды, который способен заразить группу негативным эмоциональным состоянием, пессимистическим взглядом: «У нас не получится», «Времени не хватит», «Мы „провалимся“», «Мы не сможем»

Саботажник

Член команды, отказывающийся выполнять работу или поручение. Может быть как в открытой форме (открытое заявление, что он не будет делать эту работу), так и в скрытой (например, требует множества уточнений, демонстрирует негативное отношение к работе)

Сибарит

Член команды, предпочитающий удовлетворение личных целей командным. Не любит работу, особенно дополнительную, а любит развлечения, но старается сделать так, чтобы другие члены команды поддержали его в стремлении отдохнуть и не сильно напрягаться. Часто инициирует перекуры, перерывы на кофе, раннее окончание работы

Пожиратель времени

Член команды, способный занять время присутствующих разговорами, случаями из своей жизни, привлекающий к себе внимание, предлагающий идеи, уводящие в сторону

Несчастный

Член команды, демонстрирующий страдания, недооцененность другими, обижающийся, замыкающийся из-за своей обиды. Всегда воспользуется случаем, чтобы показать, как ему плохо, какой он несчастный

Важно понимать, что в основе любой роли лежат личностные особенности. И эти личностные особенности могут привести к конструктивной роли, а могут — к деструктивной, в зависимости от ситуации и ценностей и целей члена команды. А это значит, что представителя деструктивной роли, учитывая его личностные особенности и поменяв ситуацию, можно перевести в конструктивную роль. Если человек играет деструктивную роль, значит, он от этой роли в сложившейся ситуации получает определенные выгоды. Если в Вашей группе обнаруживается носитель деструктивной роли, то сначала нужно выяснить, какую выгоду он получает в сложившейся ситуации. Возможно, эта роль позволяет ему меньше работать или всегда быть в центре внимания.


Пошаговый алгоритм нахождения путей нейтрализации деструктивной командной роли и перевод в конструктивную

Шаг 1. Определите для себя, какой вред работе наносит данная деструктивная роль.
Шаг 2. Определите выгоду, которую получает человек, играющий эту деструктивную командную роль.
Шаг 3. Продумайте, какие сильные стороны, полезные качества есть у этого человека, этой командной роли.
Шаг 4. Продумайте действия, способные убрать эту выгоду, лишить человека этих бонусов, а значит, лишить его целесообразности играть эту деструктивную роль.
Шаг 5. Решите, в какую конструктивную командную роль можно перевести этого человека, учитывая его сильные стороны.

Рассмотрим этот алгоритм на примере первой деструктивной командной роли — «Требующий особого положения». Это член команды, стремящийся подчеркнуть собственную исключительность, значимость, важность, настаивающий на своем мнении, считающий, что у него больше оснований так говорить или думать, блокирующий другие мнения, не дающий другим членам команды высказаться.

Шаг 1. Вред: подавляет инициативность других членов команды, блокирует выработку новых решений.
Шаг 2. Выгода: получать больше внимания, признательности во время групповых встреч, повышать свою самооценку.
Шаг 3. Сильные, полезные качества: высокая экспертность, специальные знания.
Шаг 4. Действия по нейтрализации: советоваться с таким специалистом до начала группового обсуждения, выяснить его позицию и основания такой позиции, подчеркнуть его экспертность и важность. На групповом обсуждении самостоятельно высказать его идеи с объяснениями. Попросить его письменно фиксировать свои комментарии по поводу идей других. Обсудить после группового обсуждения. Тем самым мы получаем идеи и мнения эксперта, но убираем его влияние на других членов команды.
Шаг 5. Конструктивная командная роль: концептолог, прогнозист.

Результаты этого алгоритма можно свести в таблицу.

ДЕСТРУКТИВНАЯ
РОЛЬ

ВРЕД

ВЫГОДА

ПОЛЕЗНЫЕ
КАЧЕСТВА

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ

КОНСТРУКТИВНАЯ
РОЛЬ

Требующий особого положения

Подавляет инициатив-ность других членов команды, блокирует выработку новых решений

Получать больше внимания, признательности во время групповых встреч, повышать свою самооценку

Высокая экспертность, специальные знания

Советоваться с таким специалистом до начала группового обсуждения, выяснить его позицию и основания такой позиции, подчеркнуть его экспертность и важность. На групповом обсуждении самостоятельно высказать его идеи с объяснениями. Попросить его письменно фиксировать свои комментарии по поводу идей других. Обсудить после группового обсуждения. Тем самым мы получаем идеи и мнения эксперта, но убираем его влияние на других членов команды

Энциклопедист, генератор идей, Концептолог, прогнозист

Продолжите заполнение этой таблицы для других деструктивных командных ролей.


Задания

1. Посмотрите описание. «У нас дружный и слаженный коллектив. Все решения принимаются единогласно. Никто не высказывается против. Все члены команды уверены, что мы самая лучшая команда, значительно превосходящая всех остальных.» Симптомы какого группового эффекта Вы здесь увидели? Какие негативные последствия у такого эффекта могут быть?

2. Определите, какому групповому эффекту соответствует следующее высказывание: «Я люблю работать в команде. Я чувствую прилив сил, вдохновение. Меня это очень сильно мотивирует, я демонстрирую лучшие результаты.»

3. По формуле С = 100 – 7(К – 1), где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы, рассчитайте средний индивидуальный вклад каждого участника и общую работу, для группы численностью 5 человек.

4. Представьте, что один из членов вашей проектной команды на любую идею говорит: «Зря мы это затеяли. Времени мало, знаний не хватает. Не успеем, опозоримся». Какую деструктивную командную роль он играет? Как можно его нейтрализовать?

5. Есть член команды, постоянно придумывающий что-то новое, новые идеи, новые предложения. Какую конструктивную командную роль он играет? На каком этапе развития команды или выполнения проекта такая его деятельность может навредить?

6. Продумайте, какие личностные особенности лежат в основе деструктивной роли «Саботажник». Учитывая эти особенности, в какую конструктивную командную роль его можно было бы перевести?

7. Есть член команды, который постоянно предлагает сделать перерыв, поить чаю, отдохнуть, отвлечься. Какую деструктивную командную роль он играет? Какие могут быть негативные последствия этой роли?

8. Продолжите заполнение представленной выше таблицы «Пошаговый алгоритм нахождения путей нейтрализации» для других деструктивных командных ролей.


Контрольные вопросы

1. Какие деструктивные командные роли Вы можете назвать?
2. Какие конструктивные командные роли Вы знаете?
3. Как перевести деструктивную командную роль в конструктивную?