Практическое занятие по теме 7
Цель занятия: практическое освоение распознавания скрытой и открытой интернет-агрессии.
Задачи, реализуемые на практическом занятии:
- освоение теоретической информации об агрессивном поведении в Интернете;
- понимание сути открытого и завуалированного проявления интернет-агрессии;
- освоение технологии распознавания агрессивного речевого поведения.
Методические указания по выполнению практического задания:
1) ознакомьтесь с материалом методических указаний, необходимым для выполнения практического задания;
2) перед выполнением практического задания прочитайте представленный материал о завуалированной и открытой речевой агрессии, ознакомьтесь с рекомендованной литературой;
3) внимательно изучите вербальные и невербальные средства агрессивного поведения;
4) внимательно изучите применение в тексте пресуппозиции в качестве средства манипуляции, научитесь распознавать и игнорировать провокации;
Материал, необходимый для выполнения практического задания
Агрессивное поведение всегда связано с неверной интерпретацией информации, с ее намеренным искажением.
Проанализируем, что такое факт. Факт — это то, что произошло в реальности. Мы говорим о существовании объективной действительности, которую, казалось бы, сложно отрицать. И действительно, если что-то произошло — допустим, Вы споткнулись и упали, у Вас появился синяк, — сложно игнорировать произошедший факт: Вам больно и неприятно.
С другой стороны, коммуникация — это действительность, созданная самим человеком, где все события воспринимаются субъективно.
Допустим, Вы читаете сообщение, в котором рассказывается о том, что Вы упали. Очень много факторов влияют на реальность или нереальность этого события. Во-первых, важно: кто это пишет? Во-вторых: с какой целью? Если что-то произошедшее предается огласке — значит, преследуется определенная коммуникативная цель.
Можно написать или сказать:
Сегодня Юлия Андреева споткнулась и упала.
Можно написать так:
Наша любимая Юлия в результате обидной случайности споткнулась и упала.
Можно интерпретировать ситуацию по-другому:
Падение и травма Юлии Андреевой произошли вследствие аварийного состояния лестниц третьего этажа дома № 29. Лестница многоэтажного дома более пяти лет нуждается в ремонте, однако местные власти игнорируют заявления жильцов.
Может быть и другая интерпретация действительности:
Юлия Андреева упала на лестнице жилого дома № 29. Сложно сказать, в каком состоянии находилась девушка в момент падения...
Восприятие и интерпретации факта падения будут разными у самой Юлии и у других коммуникантов, слушающих, смотрящих или читающих эту новость.
Коммуникативная реальность создается теми, кто принимает участие в общении: тем, кто говорит или пишет, и тем, кто слушает или читает. Сюда же отнесем и других участников коммуникации:
-
- наблюдатели (те, кто просто следят за событиями);
- комментаторы (те, кто дают оценку происшедшему);
- интерпретаторы (те, кто интерпретируют и передают информацию третьим лицам).
Факт (действительность) и суждение (оценка действительности) могут совпадать или не совпадать. Суждение может быть истинным или ложным.
Мы хотим обладать верифицированной (истинной, проверенной) информацией, поэтому занимаемся соотнесением содержания конкретных суждений с действительностью. Но мы не можем учесть многофакторность оценочности суждения Мы всегда субъективны и заинтересованы в интерпретации действительности тем или иным образом.
Суждение может быть утвердительным или отрицательным.
Также важна степень уверенности говорящего в истинности суждения. Сравните два высказывания:
1) Коллеги, я уверен, что Юлия Андреева упала по нелепой случайности. И мне очень жаль, что это произошло (говорящий уверен в невиновности пострадавшей и сожалеет о случившемся, сочувствует ей);
2) Я сомневаюсь, что Юлия упала случайно. Можно полагать, что такие случаи для нее привычны и закономерны.
Именно спектр средств русского языка позволяет придать суждению оценочный характер. Автор может что-то характеризовать с точки зрения объективной или субъективной позиции, может подать информацию с позиции ценностных приоритетов. Например:
Для нас чрезвычайно важно, что Юлия упала не сильно, она будет представлять нашу команду на областном чемпионате. Мы счастливы, что Юлия в порядке.