Практическое занятие по теме 7

Цель занятия: практическое освоение распознавания скрытой и открытой интернет-агрессии.

Задачи, реализуемые на практическом занятии:

  • освоение теоретической информации об агрессивном поведении в Интернете;
  • понимание сути открытого и завуалированного проявления интернет-агрессии;
  • освоение технологии распознавания агрессивного речевого поведения.

Методические указания по выполнению практического задания:

1) ознакомьтесь с материалом методических указаний, необходимым для выполнения практического задания;
2) перед выполнением практического задания прочитайте представленный материал о завуалированной и открытой речевой агрессии, ознакомьтесь с рекомендованной литературой;
3) внимательно изучите вербальные и невербальные средства агрессивного поведения;
4) внимательно изучите применение в тексте пресуппозиции в качестве средства манипуляции, научитесь распознавать и игнорировать провокации;


Материал, необходимый для выполнения практического задания

Агрессивное поведение всегда связано с неверной интерпретацией информации, с ее намеренным искажением.

Проанализируем, что такое факт. Факт — это то, что произошло в реальности. Мы говорим о существовании объективной действительности, которую, казалось бы, сложно отрицать. И действительно, если что-то произошло — допустим, Вы споткнулись и упали, у Вас появился синяк, — сложно игнорировать произошедший факт: Вам больно и неприятно.

С другой стороны, коммуникация — это действительность, созданная самим человеком, где все события воспринимаются субъективно.

Допустим, Вы читаете сообщение, в котором рассказывается о том, что Вы упали. Очень много факторов влияют на реальность или нереальность этого события. Во-первых, важно: кто это пишет? Во-вторых: с какой целью? Если что-то произошедшее предается огласке — значит, преследуется определенная коммуникативная цель.

Можно написать или сказать:

Сегодня Юлия Андреева споткнулась и упала.

Можно написать так:

Наша любимая Юлия в результате обидной случайности споткнулась и упала.

Можно интерпретировать ситуацию по-другому:

Падение и травма Юлии Андреевой произошли вследствие аварийного состояния лестниц третьего этажа дома № 29. Лестница многоэтажного дома более пяти лет нуждается в ремонте, однако местные власти игнорируют заявления жильцов.

Может быть и другая интерпретация действительности:

Юлия Андреева упала на лестнице жилого дома № 29. Сложно сказать, в каком состоянии находилась девушка в момент падения...

Восприятие и интерпретации факта падения будут разными у самой Юлии и у других коммуникантов, слушающих, смотрящих или читающих эту новость.

Коммуникативная реальность создается теми, кто принимает участие в общении: тем, кто говорит или пишет, и тем, кто слушает или читает. Сюда же отнесем и других участников коммуникации:

    • наблюдатели (те, кто просто следят за событиями);
    • комментаторы (те, кто дают оценку происшедшему);
    • интерпретаторы (те, кто интерпретируют и передают информацию третьим лицам).

Факт (действительность) и суждение (оценка действительности) могут совпадать или не совпадать. Суждение может быть истинным или ложным.

Мы хотим обладать верифицированной (истинной, проверенной) информацией, поэтому занимаемся соотнесением содержания конкретных суждений с действительностью. Но мы не можем учесть многофакторность оценочности суждения Мы всегда субъективны и заинтересованы в интерпретации действительности тем или иным образом.

Суждение может быть утвердительным или отрицательным.

Также важна степень уверенности говорящего в истинности суждения. Сравните два высказывания:

1) Коллеги, я уверен, что Юлия Андреева упала по нелепой случайности. И мне очень жаль, что это произошло (говорящий уверен в невиновности пострадавшей и сожалеет о случившемся, сочувствует ей);

2) Я сомневаюсь, что Юлия упала случайно. Можно полагать, что такие случаи для нее привычны и закономерны.

Именно спектр средств русского языка позволяет придать суждению оценочный характер. Автор может что-то характеризовать с точки зрения объективной или субъективной позиции, может подать информацию с позиции ценностных приоритетов. Например:

Для нас чрезвычайно важно, что Юлия упала не сильно, она будет представлять нашу команду на областном чемпионате. Мы счастливы, что Юлия в порядке.