Практическое занятие по теме 5

Цель занятия: освоение теоретических знаний о динамичности норм современного русского литературного языка.

Задачи, реализуемые на практическом занятии:

  • освоение теоретической информации о нормах современного русского языка на всех языковых уровнях;
  • понимание особенностей орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм;
  • закрепление навыка видения и исправления нарушений норм современного русского литературного языка в устной, письменной речи и интернет-коммуникации.

Методические указания по выполнению практического задания:

1) ознакомьтесь с теоретическим материалом, необходимым для выполнения практического задания;
2) перед выполнением задания ознакомьтесь с рекомендованной литературой;
3) вспомните нормы современного русского литературного языка;
4) подумайте о причинах нарушения литературных норм;
5) проанализируйте особенности устной, письменной и интернет-коммуникации;
6) вспомните лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка;
7) проанализируйте предложенный примеры выполнения тестовых заданий;
8) выполните проверочные тестовые задания.


Примеры выполнения заданий

1. Выберите в словах правильное написание НН и Н:

Усея[нн]ое звездами небо всегда напоминает мне о родине, о любимой Греции. По некоше[н]ой траве бежит маленькая девочка. Она бежит по той самой никем не коше[нн]ой траве, по которой двадцать лет назад бежала я. Деревья парка освеще[н]ы ярко, они отбрасывают причудливые тени на аллеи, моще[нн]ые светло-серым камнем.

Причастие «некошеной» не имеет зависимых слов и образовано от глагола несовершенного вида, поэтому пишется с одной буквой Н. Слово «освещены» — это краткое страдательное причастие, поэтому пишется с одной буквой Н.

2. Исправьте лексическую ошибку — замените неверно употребленное слово в предложении:

Вы хотите одержать первенство в каждом соревновании сезона, а для этого необходимо упорно работать.

Ответ: победу.

Необходимо заменить слово «первенство» на слово «победу». Присутствует нарушение лексической сочетаемости слов. Правильно говорить и писать одержать победу, но завоевать (или выиграть) первенство.

3. Укажите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца таблицы подберите соответствующую позицию второго столбца:

А) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм

1) Те, кто не хочет много работать, заниматься, узнавать новое, осознавать собственные ошибки, никогда не станет лидером.

Б) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Музыка играла долго и неожиданно заканчивается.

Ответ:

А Б
2 1

В предложении (2) нарушена видо-временная соотнесенность глагольных форм (А): есть два однородных сказуемых, первое — в форме прошедшего времени, второе — в форме настоящего времени. В исправленном предложении однородные сказуемые должны быть в одной форме. Исправленный вариант: Музыка играла долго и неожиданно закончилась. Или: Музыка играет долго и неожиданно заканчивается.

В предложении (1) нарушена связь между подлежащим и сказуемым (Б): подлежащее, выраженное указательным местоимением те, употреблено в форме множественного числа, а сказуемое выражено глаголом не станет в форме единственного числа. Исправленный вариант: Тот, кто не хочет много работать, заниматься, узнавать новое, осознавать собственные ошибки, никогда не станет лидером. Или: Те, кто не хотят много работать, заниматься, узнавать новое, осознавать собственные ошибки, никогда не станут лидерами.