Практическое занятие по теме 4

Цель занятия: практическое освоение способов управления эмоциональным состоянием.

Задачи, реализуемые на практическом занятии:

  • освоение теоретической информации о технологиях эмоционального регулирования, эмоциональном интеллекте;
  • понимание технологий эмоционального регулирования;
  • освоение технологии «Лестница договоренности»;
  • развитие умения распознавать навыки, лежащие в основе компонентов эмоционального интеллекта.

Методические указания по выполнению практического задания:

1) ознакомьтесь с материалом методических указаний, необходимым для выполнения практического задания;
2) перед выполнением практического задания прочитайте представленный материал об эмоциональном интеллекте;
3) внимательно изучите и разберите по шагам технологию «Лестница договоренности»;
4) примените технологию «Лестница договоренности» к приведенным ситуациям;
5) выполните проверочные тестовые задания.


Материал, необходимый для выполнения практического задания

Большая часть сложностей и конфликтов в отношениях происходит из-за того, что мы не умеем распознавать эмоции, проговаривать их, объяснять, чего мы на самом деле хотим, и договариваться. А нужно учиться открытому диалогу, учиться рассказывать окружающим, что с нами происходит, что нам нравится, а что нет и почему, как мы воспринимаем случившееся, чего хотим в будущем.

Данная технология «Лестница договоренности» является адаптацией известной технологии «Трехступенчатая ракета», активно используемой в психологическом консультировании для работы с эмоциями.

Сначала о технологии «Трехступенчатая ракета».

Ступень 1. Я наблюдатель, я наблюдаю ситуацию, объект, явление. Я вижу, слышу получаю еще какие-то ощущения. Я отражаю компоненты объективной реальности. Нет оценок ситуации, есть только реальность.
Ступень 2. Из этой реальности я проецирую свои переживания на этот объект. Здесь говорю про свое восприятие, интерпретацию случившегося.
Ступень 3. Я отмечаю как то, что я вижу, слышу, откликается во мне.

Пример:

1) я вижу, что ты стал потирать лоб («Описание»);
2) мне кажется, что ты о чем-то серьезно раздумываешь («Интерпретация»);
3) мне стало интересно, о чем ты раздумываешь и могу ли я тебе чем-нибудь помочь («Мои чувства и моя реакция»).

Четырехступенчатая модель «Лестница договоренности» состоит из следующих этапов.

Ступень 1. Проговаривание ситуации, тех негативных моментов, которые в этой ситуации наблюдаются.
Ступень 2. Проговаривание предположения, интерпретаций или последствий того, что произошло.
Ступень 3. Проговаривание своего эмоционального или деятельностного отклика.
Ступень 4. Проговаривание того, что хотелось бы на будущее, договоренность о корректировке поведения, альтернативных действиях.

Благодаря этой технике можно без обвинений рассказать другому человеку о нашей реакции, о нашем восприятии. Таким образом мы позволяем собеседнику лучше нас понять и выработать взаимоприемлемое поведение.

Пример 1. Вы договорились с коллегой вместе выйти на обед и ушли на встречу с клиентом. Встреча с клиентом неожиданно затянулась, и Вы пришли на 45 минут позже, чем планировалось. Коллега эмоционально отреагировал, обиделся и наговорил Вам много неприятных слов о Вашем неумении планировать переговоры с клиентом.

Ступень 1. Мы договорились встретиться, но я опоздал.
Ступень 2. Понимаю, что тебя это расстроило и ты до сих пор голоден, потому что ждал меня.
Ступень 3. Из-за того, что так произошло, я сам расстроен, и мне хочется тебе это как-то компенсировать.
Ступень 4. Давай на будущее договоримся, что если я задерживаюсь, то ты ждешь не больше 15 минут и идешь обедать.

Пример 2. Ваш коллега, с которым у Вас взаимосвязанные задания, выполнил свою часть некачественно, с пропусками в данных, которые Вам нужны.

Ступень 1. В отчете, который ты мне дал отсутствуют важные данные.
Ступень 2. Важность этого отчета достаточно велика для нас. Если мы его не выполним на должном уровне, то это будет иметь негативные последствия.
Ступень 3. Мне тревожно, что выполнение отчета находится под угрозой, и хочется найти оптимальные способы нейтрализации данной ситуации.
Ступень 4. Давай за ближайшие два часа ты найдешь эти данные. Либо давай на будущее договоримся, что в середине подготовки данных сядем вместе и посмотрим, какие данные точно еще понадобятся.


Задания

1. Продумайте, как Вы бы отреагировали на следующую проблемную ситуацию.

Вы договорились, что коллега будет звонить Вам сразу, как только найдет нового клиента, чтобы Вы своевременно подготовили документы. Уже третий клиент без предупреждения появляется у Вас на пороге с требованием немедленно представить документы для подписания.

2. Вспомните последнюю ситуацию, в которой Вы испытывали неприятные эмоции из-за того, что кто-то выплеснул на Вас отрицательные эмоции. Возьмите лист бумаги и напишите, какие эмоции у Вас возникли в той ситуации. Из видеолекции про техники эмоциональной саморегуляции выберите те техники, которые могли бы помочь Вам справиться с негативными эмоциями. Зафиксируйте их и попрактикуйтесь.

3. Вспомните ситуацию, в которой Вы испытывали неприятные эмоции из-за действий другого человека. Примените к этой ситуации технику «Лестница договоренности».


Контрольные вопросы

1. В чем состоит технология «Трехступенчатая ракета»?
2. В чем состоит технология «Лестница договоренности»?
3. В каких ситуациях можно применять технологию «Лестница договоренности»?