Практическое занятие по теме 3

Цель занятия: практическое освоение способов противостояния социальному влиянию, развитие уверенного поведения.

Задачи, реализуемые на практическом занятии:

  • освоение теоретической информации о поведении, устойчивом к социальному влиянию;
  • понимание сути уверенного поведения;
  • освоение технологии СПОР; развитие умения распознавать различные виды поведения;
  • развитие умения распознавать различные виды социального влияния.

Методические указания по выполнению практического задания:

1) ознакомьтесь с материалом методических указаний, необходимым для выполнения практического задания;
2) перед выполнением практического задания, прочитайте представленный материал о социальном влиянии, ознакомьтесь с рекомендованной литературой;
3) внимательно изучите и разберите по шагам технологию СПОР;
4) примените технологию СПОР к приведенным агрессивным высказываниям;
5) выполните проверочные тестовые задания.


Материал, необходимый для выполнения практического задания

В материалах этой темы говорилось о личностных особенностях реципиента, или объекта социального влияния.

Уверенность в себе, уверенное поведение — один из факторов, который снижает подверженность социальному воздействию. Для противостояния социальному влиянию нужно формировать у себя уверенное поведение. Уверенное поведение относится к активному поведению, в отличие от неуверенного, но оно отличается от агрессивного и манипулятивного. Уверенное поведение — неагрессивное поведение, направленное на конструктивное сотрудничество сторон. Агрессивное поведение подразумевает достижение своей цели через сознательное нанесение вреда другому. Манипулятивное поведение, напомним, отличается скрытым намерением, — это преднамеренное скрытое побуждение другого человека к выполнению действий, необходимых манипулятору.

То есть уверенное поведение — это:

  • ответственность (уверенный человек готов принимать на себя ответственность за свои действия);
  • социальная приемлемость (уверенный человек умеет выражать свои мысли и чувства, на унижая достоинства других, в социально приемлемой форме);
  • конструктивность (уверенный человек будет искать конструктивный подход к решению проблем);
  • уважение (уверенный человек не стремиться ущемлять чужие интересы).

Для развития и формирования уверенного поведения:

    • определите, чего Вы хотите в ситуации, и диапазон возможных отклонений от цели, который Вы для себя допускаете, но в рамках законного и разумного;
    • будьте уверены, что ваши требования законны и выполнимы;
    • адекватно оценивайте самого себя и позитивно — собеседника;
    • внимательно слушайте собеседника;
    • следите, не манипулирует ли Вами собеседник;
    • ведите себя спокойно, без напряжения;
    • открыто и спокойно смотрите на собеседника;
    • говорите уверенно, но не повышая голос;
    • не внушайте свои идеи — договаривайтесь;
    • стремитесь к согласию;
    • будьте готовы к трудным конфликтным ситуациям;
    • не обвиняйте в неудачах других;
    • будьте позитивны в любой ситуации.

Развивая навыки уверенного поведения, Вы будете управлять своими и чужими эмоциями, конфликтами и стрессом, трудными ситуациями.

Для развития навыков уверенного поведения используйте технологию СПОР (Слушать, Понимать, Обсуждать, Резюмировать).


Пошаговый разбор технологии СПОР

С — Слушайте.
Не перебивайте. Поддерживайте взглядом, мимикой, движениями, жестами. Излучайте позитив!

П — Понимайте/Принимайте/Поделите.
«Согласен, это важно», «Понимаю, так случается», «Разделяю Ваши опасения, чувства, и я бы на Вашем месте…». Поделите высказывание на часть, с которой Вы можете согласиться, и с которой не можете. Выделите аспект, который можете понять или принять. Можно использовать фразы «Да, конечно», «Возможно», «Вполне допускаю».

О — Обсуждайте.
Что мы имеем, если не договоримся? Что потеряем? Плюсы и минусы? Каков лучший вариант развития событий?

Р — Резюмируйте.
Подведите итог, предложите выход из ситуации, поделитесь видением ситуации в дальнейшем. «Спасибо! Именно поэтому давайте рассмотрим плюсы моего предложения!»


Пример

«Почему Вам в рабочее время звонят какие-то посторонние люди? Вы совсем не умеете организовать свою работу!»

С: Выслушать!

П: «Я понимаю Вашу озабоченность эффективностью рабочего процесса».

О: «Мои звонки мешают коллегам? Или кого-то отвлекают?» (Дождаться ответа.) «Поскольку моя работа связана с расширением клиентской базы, многие организации хорошо понимают, что даже случайные или посторонние люди могут стать перспективными клиентами».

Р: «Я учту то, что мы обсуждали, и постараюсь найти место для разговоров, чтобы не мешать остальным».


Задание

Продумайте, как бы Вы отреагировали на приведенные ниже агрессивные высказывания, используя технологию СПОР.

  • Ты сегодня работник или сонная муха?
  • Я не нуждаюсь ни в каких твоих глупых советах и комментариях.
  • С тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно не выполнишь обещанного в срок.

Контрольные вопросы

1. Что такое уверенное поведение?
2. Какие рекомендации позволяют демонстрировать уверенное поведение?
3. В чем состоит технология СПОР?


Литература

1. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004. – 256 с.