Описание курса
Онлайн-курс «Современный менеджмент» направлен на формирование у обучающихся набора компетенций, позволяющих им анализировать управленческую среду, объективно оценивать её изменения, на основе результатов анализа и оценки принимать эффективные управленческие решения, проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами, планировать и реализовывать мероприятия, распределять и делегировать полномочия.
Уникальность этого курса состоит в том, что подготовка материалов по курсу основана на многолетнем опыте авторов по его преподаванию в различных аудиториях, обусловлена наличием авторских учебников, учебных пособий, монографий и публикаций в ведущих журналах, опытом собственной управленческой деятельности.
Правообладатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Авторы курса
Гапоненко Александр Лукич - доктор экономических
наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
Шкирандо Ольга Игоревна - преподаватель Института
бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
Раевский Сергей Васильевич - доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
Савельева Марина Владиславовна - доктор
экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
Программа (содержание) курса
Модуль 1. Менеджмент: сущность, функции, этапы развития
Содержание модуля: сущность менеджмента, соотношение терминов управление и менеджмент, функции менеджмента: прогнозирование и планирование, организация и координация, стимулирование и мотивация, контроль, коммуникация и обучение, основные этапы развития практики и теории менеджмента.
Модуль 2. Внешние факторы, изменяющие менеджмент
Содержание модуля: первичный, вторичный и третичный секторы производства, модель Фишера-Кларка, постиндустриальные тенденции развития производства и их проявления на макро и микроуровне, глобализация, цифровая экономика и их влияние на менеджмент, среда VUCA, гибкость как императив современного менеджмента, необходимость Agile-революции, пирамида Хэмела, особенности управления в дистантном режиме.
Модуль 3. Прогнозирование, планирование и контроль
Содержание модуля: отличие функций, методов и принципов менеджмента, основные функции менеджмента в организациях и их виды: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация, обучение. стратегическое и тактическое планирование, цикл стратегического планирования, участники стратегического планирования, миссия и цели организации. сущность, принципы, современные тенденции развития контроля, виды контроля. цикл осуществления контроля в организациях. мониторинг и бенчмаркинг.
Модуль 4. Инструменты стратегического анализа
Содержание модуля: стратегический анализ в управленческой деятельности и его значение, область применения стратегического анализа, PEST- и SWOT-анализ как инструменты стратегического анализа внутренней и внешней среды организации, факторы внешней среды в PEST-анализе, технология проведения PEST-анализа, результаты стратегического анализа внешней среды организации, факторы среды, рассматриваемые в SWOT-анализе, силы, слабости, возможности и угрозы организации. технология проведения SWOT-анализа, результаты стратегического анализа сил, слабостей, возможностей и угроз организации.
Модуль 5. Организационные структуры управления
Содержание модуля: организационные структуры управления: сущность и значение, виды организационных структур управления, организационные формы бизнеса: эволюция и тенденции развития, современные организационные структуры управления, полномочия и ответственность, иерархия и горизонтальные связи, специфика менеджмента в крупных, средних и малых организациях, менеджмент в молодых организациях, децентрализация и аутсорсинг.
Модуль 6. Менеджмент бизнес-процессов
Содержание модуля: Кайдзен, непрерывное совершенствование (Continiuous Improvement), реинжиниринг и функционально-стоимостной анализ, всеобщее управление качеством, управление цепями поставок, управление продажами, управление проектами, оценка эффективности управляемых систем, сущность эффективности и результативности, соотношение русскоязычных и англоязычных терминов, показатели эффективности, сбалансированная система показателей.
Модуль 7. Коммуникации и обратная связь
Содержание модуля: коммуникация как функция управления, сущность коммуникации, значение коммуникации в постиндустриальном обществе, коммуникативная компетентность личности и организации, средства и каналы коммуникации в менеджменте, внутрифирменная система коммуникации, пиар и связи с государственными структурами, новые средства коммуникации, социальные сети в бизнесе, обратная связь, дефекты коммуникации.
Модуль 8. Человеческий и организационный потенциал
Содержание модуля: индивидуальный и коллективный человеческий потенциал, пути развития человеческого потенциала, модели мотивации. требования и подходы к материальному и моральному стимулированию, сущность команды. факторы формирования успешной команды, предпосылки формирования управленческих команд, формирование эмоционального потенциала управления, ключевые компетенции современного работника: коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, навыки командной работы, обучаемость, приверженность и лояльность. развитие когнитивных, функциональных, психологических, этических компетенций.
Модуль 9. Обучающаяся организация. Культура организации
Содержание модуля: обучающаяся организация, ее критерии и свойства, обучение и подготовка кадров в организации, ротация и ретриты, обучение организации, корпоративные университеты, менторство и наставничество, обучение в течение всей жизни, сущность организационной культуры, типы и особенности организационной культуры, управление по ценностям, корпоративная социальная ответственность, этика бизнеса и проблема устойчивого развития (sustainable development).
Модуль 10. Лидерство
Содержание модуля: сущность лидерства, особенности стилей лидерства, модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара, основные факторы успешного лидерства.
Модуль 11. Управление изменениями. Инновационный менеджмент
Содержание модуля: изменения организации: внешние и внутренние, гибкость и адаптивность, сущность и виды изменений, непрерывные и прорывные инновации, технологические и управленческие инновации, открытые инновации, краудсорсинг, инновации в менеджменте, скорость и эффективность изменений как фактор конкурентоспособности.
Модуль 12. Управление знаниями
Содержание модуля: знания: явные и неявные, индивидуальные и коллективные знания, неявные знания как фактор конкурентоспособности современных организаций, направления развития управления знаниями, информационные системы управления: erp, crm, bi, искусственный интеллект и большие данные. системы внутрифирменной коммуникации, подходы и методы построения систем обратной связи, использование социальных сетей в менеджменте.
Итоговая аттестация по курсу
Формируемые компетенции и результаты обучения
Онлайн-курс «Современный менеджмент» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
-
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3).
Результаты обучения:
-
- понимание основных функций менеджмента;
- знание основных видов современных организационных структур и их характеристик;
- знание различных видов мотивации и стимулирования в организациях, стилей лидерства и условий применения каждого из них;
- умение анализировать факторы окружающей среды организации;
- умение определять современные тенденции развития менеджмента и давать характеристику новой модели управления.
Рекомендуемые направления подготовки
38.03.02 Менеджмент; 38.03.03 Управление персоналом; 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Входные требования: к началу освоения курса обучающийся должен
знать общие представления о сущности, функционирования и развитии организаций, основ делового общения;
уметь анализировать, оценивать исследуемый объект и делать выводы.
Общая трудоемкость: 3 зачетные единицы
Длительность курса: 12 недель
Даты ближайшего запуска: 01.03.2021
Ссылка для перехода к материалам курса: https://online-edu.ranepa.ru/course/view.php?id=373
