Описание курса

Онлайн-курс «Современный менеджмент» направлен на формирование у обучающихся набора компетенций, позволяющих им анализировать управленческую среду, объективно оценивать её изменения, на основе результатов анализа и оценки принимать эффективные управленческие решения, проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами, планировать и реализовывать мероприятия, распределять и делегировать полномочия.

Уникальность этого курса состоит в том, что подготовка материалов по курсу основана на многолетнем опыте авторов по его преподаванию в различных аудиториях, обусловлена наличием авторских учебников, учебных пособий, монографий и публикаций в ведущих журналах, опытом собственной управленческой деятельности. 

Правообладатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

Авторы курса

Гапоненко Александр Лукич - доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Шкирандо Ольга Игоревна - преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Раевский Сергей Васильевич - доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Савельева Марина Владиславовна - доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

Программа (содержание) курса

Модуль 1. Менеджмент: сущность, функции, этапы развития

Содержание модуля: сущность менеджмента, соотношение терминов управление и менеджмент, функции менеджмента: прогнозирование и планирование, организация и координация, стимулирование и мотивация, контроль, коммуникация и обучение, основные этапы развития практики и теории менеджмента.

Модуль 2. Внешние факторы, изменяющие менеджмент

Содержание модуля: первичный, вторичный и третичный секторы производства, модель Фишера-Кларка, постиндустриальные тенденции развития производства и их проявления на макро и микроуровне, глобализация, цифровая экономика и их влияние на менеджмент, среда VUCA, гибкость как императив современного менеджмента, необходимость Agile-революции, пирамида Хэмела, особенности управления в дистантном режиме.

Модуль 3. Прогнозирование, планирование и контроль

Содержание модуля: отличие функций, методов и принципов менеджмента, основные функции менеджмента в организациях и их виды: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация, обучение. стратегическое и тактическое планирование, цикл стратегического планирования, участники стратегического планирования, миссия и цели организации. сущность, принципы, современные тенденции развития контроля, виды контроля. цикл осуществления контроля в организациях. мониторинг и бенчмаркинг.

Модуль 4. Инструменты стратегического анализа

Содержание модуля: стратегический анализ в управленческой деятельности и его значение, область применения стратегического анализа, PEST- и SWOT-анализ как инструменты стратегического анализа внутренней и внешней среды организации,  факторы внешней среды в PEST-анализе, технология проведения PEST-анализа, результаты стратегического анализа внешней среды организации, факторы среды, рассматриваемые в SWOT-анализе, силы, слабости, возможности и угрозы организации. технология проведения SWOT-анализа, результаты стратегического анализа сил, слабостей, возможностей и угроз организации.

Модуль 5. Организационные структуры управления

Содержание модуля: организационные структуры управления: сущность и значение, виды организационных структур управления, организационные формы бизнеса: эволюция и тенденции развития, современные организационные структуры управления, полномочия и ответственность, иерархия и горизонтальные связи, специфика менеджмента в крупных, средних и малых организациях, менеджмент в молодых организациях, децентрализация и аутсорсинг.

Модуль 6. Менеджмент бизнес-процессов

Содержание модуля: Кайдзен, непрерывное совершенствование (Continiuous Improvement), реинжиниринг и функционально-стоимостной анализ, всеобщее управление качеством, управление цепями поставок, управление продажами, управление проектами, оценка эффективности управляемых систем, сущность эффективности и результативности, соотношение русскоязычных и англоязычных терминов, показатели эффективности, сбалансированная система показателей.

Модуль 7. Коммуникации и обратная связь

Содержание модуля: коммуникация как функция управления, сущность коммуникации, значение коммуникации в постиндустриальном обществе, коммуникативная компетентность личности и организации, средства и каналы коммуникации в менеджменте, внутрифирменная система коммуникации, пиар и связи с государственными структурами, новые средства коммуникации, социальные сети в бизнесе, обратная связь, дефекты коммуникации.

Модуль 8. Человеческий и организационный потенциал

Содержание модуля: индивидуальный и коллективный человеческий потенциал, пути развития человеческого потенциала, модели мотивации. требования и подходы к материальному и моральному стимулированию, сущность команды. факторы формирования успешной команды, предпосылки формирования управленческих команд, формирование эмоционального потенциала управления, ключевые компетенции современного работника: коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, навыки командной работы, обучаемость, приверженность и лояльность. развитие когнитивных, функциональных, психологических, этических компетенций.

Модуль 9. Обучающаяся организация. Культура организации

Содержание модуля: обучающаяся организация, ее критерии и свойства, обучение и подготовка кадров в организации, ротация и ретриты, обучение организации, корпоративные университеты, менторство и наставничество, обучение в течение всей жизни, сущность организационной культуры, типы и особенности организационной культуры, управление по ценностям, корпоративная социальная ответственность, этика бизнеса и проблема устойчивого развития (sustainable development).

Модуль 10. Лидерство

Содержание модуля: сущность лидерства, особенности стилей лидерства, модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара, основные факторы успешного лидерства.

Модуль 11. Управление изменениями. Инновационный менеджмент

Содержание модуля: изменения организации: внешние и внутренние, гибкость и адаптивность, сущность и виды изменений, непрерывные и прорывные инновации, технологические и управленческие инновации, открытые инновации, краудсорсинг, инновации в менеджменте, скорость и эффективность изменений как фактор конкурентоспособности.

Модуль 12. Управление знаниями

Содержание модуля: знания: явные и неявные, индивидуальные и коллективные знания, неявные знания как фактор конкурентоспособности современных организаций, направления развития управления знаниями, информационные системы управления: erp, crm, bi, искусственный интеллект и большие данные. системы внутрифирменной коммуникации, подходы и методы построения систем обратной связи, использование социальных сетей в менеджменте.

Итоговая аттестация по курсу

Формируемые компетенции и результаты обучения

Онлайн-курс «Современный менеджмент» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

    • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
    • способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3).

Результаты обучения:

    • понимание основных функций менеджмента;
    • знание основных видов современных организационных структур и их характеристик;
    • знание  различных видов мотивации и стимулирования в организациях, стилей лидерства и  условий применения каждого из них;
    • умение анализировать факторы окружающей среды организации;
    • умение определять современные тенденции развития менеджмента и давать характеристику новой модели управления.

Рекомендуемые направления подготовки

38.03.02 Менеджмент; 38.03.03 Управление персоналом; 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Входные требования: к началу освоения курса обучающийся должен

знать общие представления о сущности, функционирования и развитии организаций, основ делового общения;

уметь анализировать, оценивать исследуемый объект и делать выводы.

Общая трудоемкость: 3 зачетные единицы

Длительность курса: 12 недель 

Даты ближайшего запуска: 01.03.2021

Ссылка для перехода к материалам курса: https://online-edu.ranepa.ru/course/view.php?id=373