Описание курса
В современном мире, когда информация становится доступна, на первый план выходят навыки работы с ней. Успешным и эффективным, как в учебе, так и в профессиональной деятельности, становится тот, кто видит причины и просчитывает следствия, избегает автоматизма восприятия, грамотно ставит вопросы и решает задачи. Такой подход позволяет не становиться жертвой манипуляций, не теряться в информационных потоках и адаптироваться к условиям постоянно меняющегося мира. Для включения в социально значимую деятельность учащийся должен уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме, формировать и отстаивать свою позицию в общении с другими, ориентироваться в разных коммуникативных ситуациях. Все это – навыки, которым можно научиться в ходе освоения предлагаемого курса.
Онлайн-курс «Академическое письмо и критическое мышление» направлен на формирование у обучающихся универсальных навыков, Soft Skills, позволяющих им лучше понимать себя и свои цели, собеседника и его/ее мотивации и интересы, находить компромиссные и системные решения, ясно и убедительно выражать свои мысли письменно и устно.
Уникальность этого курса состоит в том, что он формирует навыки, необходимые для успешного освоения большинства учебных дисциплин. Закладываемые им ценности – самостоятельность, рефлективность, рациональность и толерантность – составляют основу университетского образования. Критическое мышление актуально для дальнейшего развития, жизни и личностного роста. В сочетании с навыками академического письма этот курс готовит обучающегося к принятию образовательных, профессиональных и жизненных вызовов. Курс разработан на основе современных исследований и методологических рекомендаций в сфере психологии критического мышления, теории аргументации, обучения письму в высших учебных заведениях, а также на изучении более десятка существующих онлайн-курсов по критическому мышлению на английском языке (Courserа, edX) и силлабусов курсов в ведущих западных вузах. Теоретические положения и практические задания апробированы в ходе многолетнего преподавания дисциплины первокурсникам ИОН РАНХиГС.
Правообладатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Авторы курса
Югай Елена Федоровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин факультета "Liberal Arts College" Института общественных наук РАНХиГС
Малиновская Ольга Геннадиевна - PhD (DPhil) Оксфордский университет, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин факультета "Liberal Arts College" Института общественных наук РАНХиГС
Зарицкий Александр Владимирович - преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета "Liberal Arts College" Института общественных наук РАНХиГС
Кулдина Екатерина Сергеевна - старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета "Liberal Arts College" Института общественных наук РАНХиГС
Программа (содержание) курса
Модуль 1. Скептицизм и объективность. Принятие решений. Когнитивные искажения. Ошибки мышления
Содержание модуля: быстрое и медленное мышление, рефлексивность и метакогниция, типы чтения и письма, отличие «данных» от информации, информации от знания, теория знания и понятие «правды».
Модуль 2. Аргументы, мнения, убеждения. Риторические приемы, обращение к эмоциям, средства воздействия на аудиторию
Содержание модуля: что такое аргумент, убеждение при помощи логики и без, валидный и невалидный аргумент, дедукция, индуктивный аргумент и неопределенность, абдукция, ложные аргументы и ошибочные рассуждения, неформальные ошибки соответствия, Post hoc и ошибки каузации, неформальные ошибки презумпции, фундаментальные ошибки атрибуции, ретроспективное искажение и публикационная ошибка, анализ сообщения: эмоции и человеческая драма, создание контекста для акта убеждения, риторика как оружие и защита, логика и риторика при письме.
Модуль 3. Система анализа вербальных взаимодействий (коммуникации) (SAVI). Системное мышление. Прагматизм
Содержание модуля: речевой акт, коммуникативные ситуации, энтимемы, софизмы, имплицитные предпосылки и пресуппозиции, основные проблемы и блоки в коммуникации, их устранение.
Модуль 4. Теории аргументации. Аргументация в академическом письме. Проблематизация и полемика
Содержание модуля: диалектика и аргументация, аргумент Тулмина и Роджира, новая риторика, аргументация в академическом письме, социокультурные явления как предмет рефлексивного осмысления и рационального анализа.
Формируемые компетенции и результаты обучения
Онлайн-курс «Академическое письмо и критическое мышление» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
-
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) (частично);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) (частично);
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) (частично).
Результаты обучения:
-
- умение использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; аргументировать свои решения письменно и устно; различать различные типы академического письма и применять их на практике в своем образовательном процессе;
-
- владение современными коммуникативными технологиями.
Рекомендуемые направления подготовки
37.03.01 Психология, 38.03.02 Менеджмент, 39.03.01 Социология, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 42.03.02 Журналистика, 46.03.01 История, 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки, 41.03.06 Публичная политика и социальные науки.
Как дисциплина обязательной или вариативной части, в том числе, дисциплина по выбору или факультативная дисциплина, курс может быть включен также в образовательные программы для иных направлений подготовки и специальностей высшего образования, входящих в область образования «Науки об обществе».
Входные требования: к началу освоения курса обучающийся должен
знать правила грамматики русского (и английского) языка, основы стилистики, общие представления о жизни, природе и обществе (на уровне школьной программы)
уметь интерпретировать и анализировать тексты;
владеть базовыми навыками чтения и написания текстов.
Общая трудоемкость: 3 зачетные единицы
Длительность курса: 28 недель
Даты ближайшего запуска: 01.03.2021
Ссылка для перехода к материалам курса: https://online-edu.ranepa.ru/course/view.php?id=424
